Пиковый сезон: готовь сани летом

Любому владельцу бизнеса, будь то небольшая кондитерская или огромный завод по производству ракетных установок, известно, что несколько раз за год бизнес может претерпевать сезонные колебания, которые необходимо учитывать в работе, в финансовом планировании, в технических разработках и т.д.

Для того, чтобы бизнес плавно вступил на рынок и удержался на плаву, необходимо учитывать несколько серьезных практических моментов.

  1. Не начинайте бизнес на старте сезонного спада — это повлечет за собой дополнительные финансовые вложения и разочарования. Начиная дело, вы должны четко понимать, когда начинается сезонный пик, чтобы сделать старт максимально быстрым и быстро компенсировать затраты.
  2. Не вести поиск новых поставщиков во время сезонного пика. Спад — лучшее время для их поиска. Во время сезонного спада многие предприятия пересматривают свои условия и предлагают выгодные предложения и скидки.
  3. У интернет–бизнеса тоже есть сезонность. Удивитесь, но спад в интернет–бизнесе приходится на летние месяцы (длинный спад) и на новогодние праздники (короткий спад). В это же время снижается стоимость медийной рекламы и проходят выгодные акции в социальных сетях.

График сезонности — как вычислить?

В случае, если нет истории продаж необходимо провести мониторинг в подобной или смежной сфере бизнеса. Это можно сделать как самостоятельно, так и заказать исследование рынка в консалтинговой фирме.

Если дело касается интернет–бизнеса, воспользуйтесь ресурсами Google.Trends и Вордстат Яндекса — эти ресурсы способны обозначить спады и пики запросов в Интернете территориально, но иногда точность показателей отличается от реальности, поэтому полностью доверять этим ресурсам не стоит.

Финансовый контроль

Сезонный пик позволяет улучшить финансовое состояние бизнеса, но, поправив материальную составляющую, не стоит забывать о спаде. Если вы владелец бизнеса с выраженной сезонностью, вам легко контролировать эти перепады, а поэтому на спаде сможете вовремя урезать ненужные затраты. Хотя, существует вероятность развития второй парадигмы с пиком в противофазе, что потребует мгновенного реагирования для перехода на другой товар.

Если резать, то что?

На спаде многие производства сразу урезают расходы на рекламу и сокращают (или отправляют в отпуск без содержания) персонал, что является грубейшей ошибкой. Правильно разработанная реклама приносит деньги даже на спаде. Поэтому ни в коем случае на спаде нельзя убирать то, что приносит прибыль.

Резать можно закупку профильных товаров, которые не влияют на прибыль. Хотя, если подходить к делу с умом, закупки можно оптимизировать и приобретать необходимый товар в сезонный спад поставщика, провоцируя его на скидку или отсрочку платежа.

Что касается персонала, — наступит сезон и вам опять понадобится их нанимать. Так, может, стоит просто сократить рабочие часы? Опять же, если вы уверены, что увольнения — эффективнее, никогда не трогайте тех людей, которые являются истинными профессионалами своего дела, которые способны за небольшую доплату совмещать обязанности. Давно доказано, что команда является основой успешного бизнеса. Лишать свой бизнес основы — лучше и не начинать его вовсе. В период спада лучше всего пойти всей командой в отпуск, а уже к началу пика собраться и начать деятельность по подготовке к пику.

В общем, экономить можно и нужно, но делать это необходимо с умом.

… а телегу зимой

К началу сезонного пика необходимо готовиться заранее. Это главным образом касается системы коммуникаций и интернет–доступа. Дублирование телефонии, расширение coll–центров, тестирование резервных сценариев, проверка резервов и целостность бекапов для горячего восстановления, SEO–продвижение  — все это проводится до пика сезона.

Рассматривая свой бизнес с точки зрения сезонности, нужно понимать, что любой бизнес — игра, в которой можно вовремя остановиться и задать нужное направление к новому пиковому сезону. Главное, не бояться и подходить к каждому вопросу с умом и с отличной командой единомышленников.

Яндекс.Метрика